Недавно в интернете появились фотографии аниме-картин с молодежного форума «Селигер-2009». На картинах изображены, в частности, святая равноапостольная княгиня Ольга, святая равноапостольная Мария Магдалина, святой равноапостольный Николай Японский и святая блаженная Ксения Петербургская.
Первые критические отзывы православных блоггеров невольно наводят на мысль: может быть действительно православное аниме — хороший повод начать разговор о Христе. Выставка аниме-икон собрала большое количество зрителей на Селигере — что стало причиной этому — праздное любопытство или положительный интерес.
Мнения блогеров по поводу этих картин разделились. Кто-то считает, что «аниме-икона» — способ привлечь молодежь в храмы, кто-то, наоборот, считает, что подобные изображения кощунственны и могут только оттолкнуть от храма. Мы публикуем некоторые отзывы и приглашаем наших читателей к дискуссии в форуме. К публикации готовится несколько статей, посвященных аниме-иконам.
Комментарии из православного сообщества liveinternet и ответы на опрос блоггера Boss_shadow
В целом православные блогеры высказываются об этих работах неодобрительно. Кто-то называет изображение святых в стиле аниме кощунством, но есть и те, кто не видит в таком изображении ничего плохого.
- Кратко высказаться? НЕЛЕПОСТЬ!
- Иконопись=богословие, все попытки сделать его приятно потребляемым без интеллектуальног и духовного труда приведут к тому, что сама молодежь, находящаяся в поиске, через некоторое время будет испытывать позывы от этого «облегчения» православного христианства.
- Наверное, это не нужно. Святые — они как маяки для блуждающих, а комиксы не несут ничего.
- Такая картинка — верный способ спугнуть любого, не только малыша или подростка…
- Давным-давно я общался с о.Лукой, руководителем иконописной школы МДА. Я спросил, как относиться к рисункам детей, которые изображают святых, пытаются нарисовать иконы? Насколько помню, он сказал, что есть вещи, которые детям делать рано. Они могут рисовать картинки, без попытки создать святой образ. Но разрешать им баловаться со святыней нельзя.
Многие малыши из воцерковленных семей играют в литургию, но при этом никто не разрешит им играть в алтаре на престоле.
Так же и здесь: не надо выдавать игру за сакральное искусство.
Грешат не те, кто рисует анимешки, а те, кто поет им, что к красоте надо не подниматься, а спускаться.
Всё это подводит к одной очевидной мысли — если в современном мире не осталось ни одного художественного жанра, способного выразить духовную красоту лучше, чем это делает аниме, то мы стоим на пороге совершенного развоплощения.
- Против аниме ничего не имею. Даже если аниме будет на православную тему. Но вот все-таки думаю, что святые, изображенные в таком стиле, все-таки перебор. Мне почему-то даже думается, что некоторое кощунство, мне в этом даже видится попытка сделать «попсовое православие».
- Нормальное аниме изображение. Неужели есть в нем что-либо оскорбительное? А в мультиках на христианскую тему тоже ужас ужас и кошмар? Эти стили иконописи (какие там есть, византийский стиль и много других) имеют право на существование а стиль аниме — нет? С полным уважением изображена святая. И вот она замечательная христианская толерантность. Если не так как привыкли, значит, ужас и кошмар?
- А мне вот нравится аниме стиль. И я бы не возразила против мультиков на тему Евангелия и истории Православия. А общество всегда неодобрительно относилось ко всему новому. Если что-то не нравится одному (двум-пяти-ста двадцати) конкретному человеку это не означает что это что-то плохое.
- Дело тут не в «нравится — не нравится», а именно в духовной составляющей подобных картинок. Не надо так изображать святых, это НЕдуховно. Человек, узнавший православие по аниме-картинкам, будет православным мультиком.
- «Доступный язык» в наше время — это язык подворотни и ночного клуба; и низводить до этого уровня разговоры о высоких материях значит либо не понимать, о чем вообще речь идет, либо понимать и, тем не менее, надеяться на свои «навыки работы с людЯми»: «пусть только прислушаются, а там уж мы их…». Оба варианта мне не симпатичны.
Мне вот нравится стиль милитари, например. И что теперь, пытаться скрестить эти мои предпочтения с церковными традициями? Много чего может нравиться нам с вами, но мы с вами — это одно, а церковная традиция — нечто иное, не находите? Кстати, видимо, специально для того, чтобы никто не подумал, что изображение на плакате — это икона, храм на руках у св. Ольги оказался без крестов
- я отношусь к аниме с симпатией, но… каждому — свое, честное слово. Делать из иконы аниме — попахивает кощунством…. К иконе просто надо относиться с таким благоговением, чтоб подобное и в голову не пришло….
да и не только к иконе, а именно к изображению святых, пусть это пока вроде бы не называют иконой……
- Иконопись=богословие, все попытки сделать его приятно потребляемым без интеллектуального и духовного труда приведут к тому, что сама молодежь, находящаяся в поиске, через некоторое время будет испытывать позывы от этого «облегчения» православного христианства.
- не сочетается. но святотатства в этом не вижу. скорее, плюс (люди говорят о Боге на доступном для себя языке, что ли)
В сообществе живого журнала, посвященном аниме, эти рисунки были встречены столь жестким неодобрением, что выбирать отзывы из кратких и негативных не представилось возможным, однако в целом можно сказать, что они подтверждают опасения православных блогеров о спорном эффекте таких изображений.